Ответы на часто задаваемые вопросы

Обязательное предъявление документов, удостоверяющих личность

Право любого гражданина лично обратиться в государственный орган, орган местного самоуправления характеризуется вербальной формой общения.

   Реализовать свое право на обращение лично человек может чаще всего в форме диалога с должностным или уполномоченным лицом органа.

   Посещая органы власти жители, в том числе задаются вопросом об обязанности предъявить документы для установления личности, насколько законно такое требование со стороны государственных структур?

   Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

   Посмотрим в истоки возникновения такого требования.

   Гражданин, пришедший в государственный орган, орган местного самоуправления в установленные место, день и время приема, должен предъявить лицу, проводящему личный прием, документ, удостоверяющий его личность.

   Именно с этого момента начинается проведение личного приема. При личном приеме предъявление гражданином документа, удостоверяющего личность, обязательно.

  В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации – основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

   Паспорт гражданина Российской Федерации является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации.

   Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

   Между тем закон не уточняет, какие именно документы, удостоверяющие личность, требуется предъявить.

   Поэтому можно сделать вывод, что требуется предъявление любого документа, позволяющего лицу, проводящему личный прием граждан, определить гражданина, реализующего правомочие обратиться устно, придя на прием, выданного официальным учреждением и содержащего фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) обратившегося и его фотографию.

   Например, иными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, для лица, осуществляющего личный прием граждан, могут стать временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, военный билет, удостоверение личности военнослужащего, вид на жительство иностранного гражданина.

   Также следует иметь в виду, что лицо, проводящее личный прием, не уполномочено осуществлять проверку подлинности предъявленного гражданином документа, удостоверяющего личность гражданина. Решение о проведении личного приема по иным документам принимается уполномоченным на проведение личного приема лицом – лицом, проводящим личный прием граждан.

Порядок рассмотрения отдельных обращений граждан

Насколько законным является ответ гражданину, в котором имеется отсылка на размещение интересующих сведений на сайте в сети «Интернет».

   Давайте разберемся насколько верен такой формат ответа со стороны представителей власти.

   Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы различных уровней, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными структурами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

   Статья 11 этого закона предусматривает особый подход к работе с отдельными обращениями.

   В случае поступления в орган местного самоуправления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении.

  Данная норма позволяет органу местного самоуправления иметь возможность быстрее отвечать на вопрос гражданина с учетом актуальности данной проблематики и частотой обращений по аналогичному вопросу в эту государственную структуру.

  Таким образом, получение ответа из органа власти с отсылкой на размещение информации в сети «Интернет» не является игнорированием проблемы заявителя, а является законной гарантией гражданина на получение интересующей его информации в максимально короткие сроки.

Право граждан на фото, аудио, видеофиксацию личного приема

  В последнее время граждане все чаще изъявляют желание использовать при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления различные технические устройства, посредством которых можно зафиксировать полученную информацию для использования в своих целях.

   Не всегда жителей края интересует вопрос о законности такого применения средств фиксации информации на фото, аудио, видео аппаратуру.

   Контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц основывается на принципах информационной открытости (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»).

   Вместе с тем, рассмотрение обращений граждан относится к сфере публичных (административных) правоотношений, в том числе при личном обращении в государственный орган, орган местного самоуправления.

   При обращении в государственные органы и органы местного самоуправления гражданам необходимо руководствоваться принципом – «разрешено только то, что прямо предусмотрено».

   Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом определено статьей 29 Конституции Российской Федерации.

   Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен порядок правоведения личного приема граждан.

   Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан, занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.

   Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

   Статьями 5 и 13 Закона № 59-ФЗ не предусмотрено производство гражданином аудио- и видеосъемки в ходе осуществления права на личное обращение.

   Но и запрета на получение изображения гражданина применительно к его гражданско-правовой охране тоже не существует.

   Статьи 23 и 24 Конституции России говорят нам, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

   Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть без согласия того, кто изображен на фотографии.

   В связи с чем, запрет на использование гражданином, обратившимся на личный прием в государственные органы и органы местного самоуправления, видео и фотофиксации не нарушает его право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом, поскольку возможность такой фиксации напрямую связана с необходимостью получения согласия самого должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющего прием граждан.

   По закону Вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.

   Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения, поскольку это может повлечь за собой обнародование и дальнейшее использование изображений как иных граждан, реализующих право на личное обращение, так и руководителей государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченных лиц, обеспечивающих реализацию данного правомочия, без их согласия.

   С учетом изложенного, отвечая на вопрос, возможна ли фото, аудио, видеофиксация гражданином, обратившимся на личный прием в государственной орган или орган местного самоуправления, однозначно можно сказать, что возможна, но лишь с согласия этого должностного лица, уполномоченного лица, сотрудника органа.

Гарантии безопасности информации при обращении

   Статьи 23 и 24 Конституции России говорят нам, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

   Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением (статья 6).

   Что же это значит?

   Поскольку частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других, сам факт личного обращения гражданина или направления обращения в государственные структуры является частной жизнью конкретного гражданина.

   При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

   Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому использование и распространение информации о реализации права гражданина на обращение в орган без его согласия повлечет нарушение его конституционного права на неприкосновенность частной жизни.

   Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке сведений, касающихся частной жизни заявителя, и его персональных данных.

 Любые действия по обработке персональных данных гражданина, в том числе информации о реализации права гражданина на обращение, допускаются исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

   Вместе с тем, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов не является разглашением сведений, содержащихся в обращении.

   Таким образом, защита Ваших тайн, отраженных в обращении, подлежит сохранности со стороны того государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, на рассмотрении которого данное обращение находится.