Одним из наиболее эффективных институтов системы контроля за законностью муниципальной нормативной правовой базы является государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы.

Установление процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений и дополнений обусловлено особым значением устава в системе муниципальных актов. Устав призван не просто дублировать нормы федерального законодательства, но в рамках диспозитивных возможностей, представленных федеральным законодателем, индивидуализировать муниципальное образование, установить свой, максимально подходящий с исторической, культурной точки зрения вариант регуляции местного самоуправления.

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы является институтом предварительного нормоконтроля, так как на момент проверки контролируемые акты являются не вступившими в силу.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" с 1 сентября 2005 г. государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Согласно подп. 19 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Министерство юстиции РФ организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Частью 4 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" установлено, что регистрирующий орган:

1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования;

2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;

2.1) проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования;

3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

4) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" решение о государственной регистрации устава и муниципального правового акта принимается в 30-дневный срок со дня его представления для государственной регистрации. В соответствии с ч. 7 ст. 4 названного Федерального закона в случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. При этом предметом судебного разбирательства будет выступать не законность муниципального нормативного правового акта, а законность действий и решений регистрирующего органа.

 

Старший помощник прокурора Тигильского района младший советник юстиции Рулев П.В.